Возврат на первую страницу веб-сайта ВЦ

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ СОБРАНИЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАУЧНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПУЩИНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН
29 СЕНТЯБРЯ 2004 ГОДА
  К научным коллективам, руководителям и Уч╦ным советам научных и образовательных организаций России

ОБРАЩЕНИЕ

Дорогие коллеги!

     До каких пор мы будем позволять Министерству образования и науки безнаказанно глумиться над российской наукой, над научным сообществом России?!

     Вместо реализации принятых ранее стратегических планов модернизации научно-технической сферы России, направленных на вывод отечественной экономики на инновационный путь развития, вместо глубокой оценки уже сделанного и коррекции ошибок Министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, собирается в очередной раз свернуть на заезженную колею экономии государственных расходов за счет науки. Вместо ч╦тко сформулированной и утвержд╦нной Президентом России цели государственной политики в области развития науки и технологий ≈ перехода к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов ≈ предлагается другой набор стратегических целей с явным намерением заболтать и увести в сторону.

     Делается это накануне утверждения Государственной Думой федерального бюджета на 2005 год. Из проекта бюджета, представленного правительством в Парламент, очевиден провал всех предыдущих намерений органов стратегического планирования. Предложенное Правительством РФ для работников науки повышение в 2005 году оплаты труда значительно отстает от роста цен. 21 сентября Министерство финансов России выступило против индексации зарплаты в 2004 году, которую Государственная Дума в конце прошлого года признала необходимой. Недопустимо низко финансирование материально-технической базы научных исследований. Приостанавливается ряд федеральных научно-технических программ. Среди них такие актуальные, как ╚Развитие медицинской промышленности╩ и ╚Создание методов защиты населения от особо опасных патогенов╩. Федеральные целевые программы ╚Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники на 2002-2006 годы╩, ╚Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы╩, обозначенные как один из важнейших механизмов реализации ╚Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий╩, будут профинансированы на уровне 2004 года, существенно ниже утвержденных паспортами этих программ.

     Что остается делать чиновникам от науки в этой критической ситуации? Как уйти от ответственности?

     На этот раз, в отличие от всех прежних попыток, делается существенный шаг вперед. Предлагается значительное сокращение числа государственных организаций путем их объединения, ликвидации и приватизации. Ставится задача сократить к 2006 году количество бюджетных учреждений в сфере науки в два раза. С этой целью на первую половину 2005 года запланировано провести существенную корректировку значительного числа действующих законодательных норм и принятие новых нормативных актов, направленных на разгосударствление научных организаций, на уточнение правового статуса Государственных научных центров, правового положения Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус.

     Таким образом, суть ╚Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года╩ и ╚Концепции участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки╩ фактически сводится к разгрому государственного сектора науки. Предлагаемая Стратегия не позволит достичь главной цели ≈ перехода к инновационному пути развития страны. Из шести разделов Концепции пять разделов посвящено критериям и способам формирования спрессованного ядра ╚государственного сектора╩ науки, сокращения его в 4-5 раз, определяются практические механизмы разгосударствления и приватизации научных организаций и принятия соответствующих решений, определяются основные направления минимизации государственного сектора науки и перспективный облик его остатков.

     Радикальный характер названных намерений проявился и в том, что данные документы готовились под завесой ╚монетизации льгот╩ в тиши министерских кабинетов, готовились без какого-либо участия представителей научного сообщества.

     Может быть, мы что-то не понимаем в реформаторских намерениях!?

     Хорошо если бы так было, но самое отвратительное заключается в том, что предлагаемый путь был уже пройден в первой половине 90-х годов отраслевыми научными организациями. То, что почти никто из них не только не вырос в солидную фирму, но и вообще не уцелел, почему-то не учитывается и не рассматривается авторами данной концепции. Этот факт свидетельствует не столько о некомпетентности разработчиков, сколько об их недобрых намерениях и злом умысле. Тем более, что они уже полностью готовы представить свои опусы на утверждение Правительства России.

     Научное сообщество России не питает особых иллюзий относительно возможности в сложившейся ситуации убеждениями и логикой остановить намеченную авантюру и направить преобразования в конструктивное русло.

     Собрание считает, что представленные Минобрнауки России документы по реформированию науки неприемлемы, противоречат национальным интересам России и ведут к уничтожению отечественного научно-технического потенциала.

     В связи с этим Чрезвычайное собрание считает необходимым:

  1. Потребовать от Президента России В. В. Путина отставки Министра образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко, его заместителя А. Г. Свинаренко и других разработчиков названных документов.
  2. Просить Президиум РАН с участием Совета ректоров вузов РФ, других академий, имеющих государственный статус, Ассоциации ГНЦ РФ и руководителей организаций отраслевой науки подготовить альтернативный вариант стратегии и концепции реформирования российской науки.
  3. Просить научные коллективы, ученые советы и руководителей научных и образовательных учреждений направить свое мнение о предлагаемом реформировании науки и высшего образования в адрес Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию и поддержать требования Собрания.
  4. Обратиться к профсоюзам научной и образовательной сферы, общественным научным обществам и движениям, к политическим партиям с предложением объединить усилия по отстаиванию интересов работников науки и образования.
  5. Провести 20 октября 2004 года в поддержку выдвинутых требований Общероссийскую акцию протеста. Определить центральным мероприятием общероссийской акции протеста ≈ митинг в Москве у Дома Правительства Российской Федерации.

Председатель Чрезвычайного собранияВ. Н. Соболев


Страница размещена на сайте 2 ноября 2004 года.