АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Владимир Викторович Мазалов

Председатель оргкомитета 
Всероссийской научной школы
"МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОЛОГИИ"
Петрозаводск, 10-16 июня 2001 года

доктор физико-математических наук, профессор
директор Института прикладных
математических исследований
Карельского научного центра РАН
Петрозаводск

Научные Школы по математическим моделям в экологии были организованы в России еще в 60-х годах по инициативе чл.корр. АН СССР А.А.Ляпунова. Затем была серия Школ в Пущино (Молчанов И.М.), пос. Дюрсо Краснодарского края (Горстко Е.Б., Домбровский Ю.А.), несколько Школ в Чите (Мазалов В.В.) и Новосибирске. В 1985 г. В Петрозаводске также с успехом прошла Школа биогеоценологии, которая собрала всех лучших специалистов того времени - акад. Моисееева Н.Н, Свирежева Ю.М., Тарко А.М. и др. Все эти Школы были посвящены традиционным проблемам математической экологии - популяционной динамике, мат. генетике, анализу трофических связей, математическому моделированию задач природопользования и др.

Следует сказать, что в последнее десятилетие произошел мощный прорыв в биологии, связанный с использованием новых биологических, информационных и компьютерных технологий. Это привело к созданию распределенных в пространстве колабораторий и баз данных, которые могут быть использованы в различных точках мира. Сделаны сильные продвижения в анализе глобальных циклов вещества в природе. Большие успехи достигнуты в биологии поведения животных. Все это стало возможным благодаря использованию методов математического моделирования.

В России традиционно сложились сильные научные школы по мат. моделированию (школа акад. Моисеева Н.Н., Свирежева Ю.М. в ВЦ РАН и МГУ(Москва), сильные коллективы в Институте Озероведения, СПЭМИ РАН и СПГУ(С.-Петербург), Пущино, Новосибирске и Ростове-на-Дону. Однако в последнее время у большей части специалистов в области математической экологии не было возможности обсудить новые возникшие в этой области проблемы на научных митингах.

Кроме того, научная молодежь также оказалась лишена возможности общения с ведущими специалистами страны. Это может привести к нарушению преемственности поколений в науке.

Решению этих задач и была посвящена Всероссийская Школа Математические методы в экологии (Петрозаводск, 10-16 июня 2001).

Следует сказать, что Школа привлекла большое внимание научной общественности. Организаторы получили более 150 заявок со всей страны. Была получена поддержка 4 фондов (РФФИ, Программа Интеграция, Соросовская образовательная программа, Правительство Карелии). В работе Школы приняли участие 75 человек. К ее началу был издан сборник расширенных тезисов докладов. Кроме традиционных секций - моделирование биосферных процессов, популяционная динамика, статистические методы в экологии были введены новые - экологический менеджмент, математические методы в этологии , теоретико-игровые методы в экологии и экологические проблемы энергетики и транспорта.

В первой половине дня ведущими специалистами страны были прочитаны лекции по всему спектру исследований в области мат. экологии. Лекция д.б.н. Титляновой А.А. (Новосибирск) была посвящена глобальным биосферным процессам и на примере круговорота парниковых газов была обозначена проблема глобального потепления климата планеты. В лекции д.ф.-м.н. Руховца Л.А., Астраханцева Г.П. и др. (С.-Петербург) был представлен созданный в СПЭМИ РАН комплекс моделей экосистемы Ладожского озера. Созданные модели могут быть использованы и для других больших стратифицированных озер. В лекции д.ф.-м.н. Мазалова В.В. (Петрозаводск) были изложены новые математические подходы к анализу поведения животных, представлены новые актуальные задачи в этологии. Лекция д.ф.-м.н. Вавилина В.А. (Москва) была посвящена моделированию анаэробных микробиологических процессов, подняты важные проблемы , касающиеся хранения загрязняющих веществ. В лекции д.ф.-м.н. Захарова (С.-Петербург) были рассмотрены методы решения многокритериальных задач, возникающих в задачах охраны окружающей среды. В лекции к.ф.-м.н. Селютина В.В. (Ростов-на-Дону) была описана созданная в РГУ система поддержки принятия решений для управления речными системами. Лекция д.ф.-.м.н. Васина А.А.(Москва) была посвящена эволюционным играм и анализу функций приспособленности. Чл.-корр. РАН Ивантер Э.В.(Петрозаводск) представил дискуссионный доклад о взаимовлиянии биологических и математических исследований. В лекции д.б.н. Курца В.К., Дроздова С.Н. (Петрозаводск) были представлены проблемы, возникающие в экофизиологии растений. Лекция д.ф.-м.н. Пененко В.В. (Новосибирск) была посвящена анализу влияния мощных загрязняющих выбросов в атмосферу на другие регионы мира. Лекция была иллюстрирована прекрасными мультимедийными сценариями. Тема лекции иногда даже касалась объяснению геополитических решений ряда стран Запада. Лекция к.б.н. Комарова А.С. (Пущино) касалась клеточно-автоматных моделей в популяционной экологии. Прочитанные лекции неизменно вызывали интерес у присутствующих, было множество вопросов и выступлений. Обсуждение проходило в дружелюбной атмосфере.

Во второй половине дня проходили секционные заседания, где выступали молодые участники конференции со своими результатами. Как правило, они вызывали оживленную дискуссию. Интересные доклады были сделаны асп. Сениной (Ростов-на-Дону) о моделировании пространственно-временной динамики популяций, ст. Сузи Т.С. (Петрозаводск) о кооперации у животных, к.б.н. Добрыниной Н.А. (Чита) о моделировании динамики зоопланктона, Fagerholm H. (Финляндия) о моделях Рикера и др. В конце Школы было организовано выездное заседание в национальный Парк остров Кижи.

Работа Школы проходила в гост. комплексе Белые ключи на окраине Петрозаводска. В заключение был организован круглый стол, где участниками было принято решение о проведении регулярных Школ по мат. экологии, о создании печатного органа в этой области науки и о создании специализированного сайта с целью объединения усилий ученых, работающих в этой области.

Вверх